Случайное изображение

Основное arrow Статьи
Статьи
Основы lampwork (лампворк, лэмпворк)

Лампворк (lampwork, англ. «работа с лампой») —  занятие, связанное с созданием стеклянных бусин  в пламени газовой горелки. Своим названием техника лампворк обязана тому, что до появления современных горелок стекло плавили над пламенем масляной лампы, и при работе художник поддувал воздух в пламя через трубочку. История лампворка уходит корнями в глубокое прошлое: одна из самых ранних обнаруженных стеклянных частиц - маленький кусочек прозрачного синего сырого стекла, найденный в южной Месопотамии, датирован XXI в. до н.э. Эта небольшая бусина считается первым стеклянным предметом, произведенным человеком.

Работа со стеклом была также известна в древнем Египте, где стекольщики были знакомы с техникой лампворк, созданием прута-муррини (цветные составные части, используемые в технике миллифиори) с закалкой стекла и отжигом в печи. В XII - XIII вв. одним из важнейших центров развития работы со стеклом стала Венеция, а затем остров Мурано, куда в 1291г. было вынесено все стекольное производство.

Бусины, выполненные в технике лампворк, часто называют венецианским или муранским стеклом. Сразу хочу развеять распространенное заблуждение - наше занятие никак не связано со стеклодувным мастерством.  Бусины мы обычно не выдуваем (хотя изредка используем  и такой прием), а формируем гравитацией и специальными инструментами, расплавляя стекло при температуре 850 градусов и нанося его на специальную стальную спицу, покрытую сепаратором (специальной смесью, не дающей горячему стеклу прилипнуть к металлу).

В настоящее время для изготовления бусин используется несколько основных марок стекла, о них я и попробую Вам рассказать в этой статье. Все эти марки имеют коэффициент 104 и могут сочетаться друг с другом. А вот со стеклами коэффициента 96 их уже сочетать нельзя. Обязательно выясните, какой коэффициент у стекла, с которым Вы собираетесь работать.

 Первые две марки производятся на острове Мурано – «Effetre» (Moretti) и «Vetrofond».

 Стекло «Effetre» - это база для начинающих мастеров. Оно имеет большой спектр цветов, но при этом очень простое в работе. После нагрева это стекло не меняет цвет и, соответственно, дает очень предсказуемый результат. Оно мягкое, не коптится и не пузырится. Это стекло - азбука для начинающего «ламповика».

  «Vetrofond» по виду, как правило, ничем не отличается от предыдущей марки, и это связано с историей возникновения завода.

Стекло «Effetre» раньше называлось «Moretti», потому что такова была фамилия владельца стекольного завода. До сих пор в некоторых магазинах можно увидеть это название. Моретти  - это старинная итальянская семья, несколько веков живущая на острове Мурано и издавна занимающаяся стеклом, причем, совершенно разными направлениями: кто-то из них делает лампы, кто-то – вазы, а кто-то – выпускает само стекло. В начале 2000 годов мистер Моретти свою фабрику продал и теперь является владельцем фабрики  «Vetrofond». По этой причине, базовые оттенки у стекол «Effetre» (Moretti) и «Vetrofond» практические одинаковые.

 Однако, какой же смысл держать два одинаковых завода на одном маленьком острове? Дело в том, что, кроме стандартной палитры (около шестидесяти оттенков), эти производители выпускают еще и отдельные очень интересные линейки стекла.

У «Effetre» они называются COOL COLORS.

Это стекла, которые неоднородны по цвету. Например, стекло, которое внутри имеет прожилку другого цвета. При нагревании другой цвет выходит на поверхность, и получается бусина с декором из контрастных прожилок.

Фирма «Vetrofond» тоже имеет такое «тайное оружие», которое называется ODD LOTS.

Изначально это были какие-то необычные цвета, которые не вписались в стандартную гамму, так называемый «цветовой брак». Однако со временем маркетологи фабрики поняли, что изготовление ограниченной партии необычных цветов может стать золотым дном. И с тех пор «ламповики» всего мира охотятся за редкими оттенками одд-лотов и очень рады, когда им удается купить давно искомый оттенок.   Самые первые образцы 8-10 летней давности стали редкостью и достигают в цене 30-50 долларов за одну палочку.  По аналогии с хорошим вином - чем старше, тем дороже.

 Следующая марка, о которой хотелось бы рассказать – немецкое стекло «Lauscha». Это очень качественное стекло с прекрасными оттенками, отличительной чертой которого являются более толстые пруты (по сравнению с остальными марками).

 Китайский «CIM» – огромная любовь мастеров  со всего света (и я не исключение). Невероятная гамма нежных, словно светящихся оттенков, яркие и сочные бусины – вот результат работы с этим стеклом. Некоторые из его оттенков не очень просты в работе….но в целом стекло оставляет самые приятные эмоции.

 Индийское стекло «Devardi» недорого и имеет обширную цветовую гамму, но не рекомендуемся для работы новичкам, так как требует долгого предварительного прогрева из-за своих характеристик и не всегда сочетается с другими марками.

 Есть еще целый ряд марок серебросодержащего стекла – «Double Helix», «TAG», «Precision» – которые, при соответствующей обработке, называемой «редукцией»,  проявляют поистине волшебные свойства – становятся перламутровыми, блестящими, как бы светятся изнутри…, но об этом мы поговорим в одной из следующих статей.

 Кроме стекла, в работе мы часто используем различные стеклянные производные – фритты, эмаль, муррины, струны, а также различные металлы. Но об этом мы тоже поговорим в следующий раз.

 Издревле люди любили смотреть на огонь. Что видели они в пламени? Неизвестные земли? Грозных богов? Воплощение мечтаний? Огонь давал тепло, утешение и веру в будущее.

Сегодня в повседневной жизни мы редко сталкиваемся с открытым огнем, возможно  именно поэтому лампворк так притягивает и завораживает – мы слышим в крови голос предков и любуемся творениями огня.